Блог Личные заметки

Повышаем эффективность команды на 300%, секреты слаженной работы в коллективе

Максим Дзюба
11 Авг 2015
Просмотров: 4 940

В данной статье мне бы хотелось немного поговорить о стратегии управления. Если Вы читали предыдущую статью «Эффективные задачи — как ставить задачу, которую захотят выполнить», то наверняка поняли как нужно правильно ставить задачи.

В этот раз мы поговорим о стратегическом менеджменте, а точнее стратегическом «списании на берег». И так, стратегия подразумевает последовательность организационных действий и нужна для достижения целей. А стратегическое управление в свою очередь это реализация действий, разработанных для долгосрочного повышения уровня результативности компании.
Что такое компания? В первую очередь это команда.

Еще Суворов говорил что победу куют солдаты, поэтому он относился к каждому солдату как к родному.

команды бывают разные

Команды бывают разные. Точнее даже не так, отношение членов команды к целям и миссии бывает очень разным. Некоторые члены команды относятся к своей работе так, как будто это их собственный бизнес, и следовательно они выкладываются по полной и работают с максимальной отдачей. А некоторые работают в фирме чтобы просто получить зарплату, иногда даже не задумываясь что их зарплата зависит от «здоровья» фирмы. Чтобы проще было понять представьте бурлаков, они тянут баржу все вместе, и этим добиваются результата. Если кто-то пытается хитрить, то он бесполезен и скорее всего его просто затопчат те, кто идет позади.

Еще один пример это морская команда. Как бы это грубо не звучало, но иногда, единственный способ оставить корабль на плаву в условиях шторма, это избавиться от лишних членов команды. Лишних, потому-что их действия приносят мало пользы (а иногда даже вред), а ресурсов они потребляют так же как остальные.
Так какой смысл держать их на корабле, где есть более эффективные люди, которым может не хватить ресурсов?

Если вы хоть раз пробовали начинать собственное дело, то наверняка знаете как важно на начальном этапе собрать вокруг себя максимальное количество энтузиастов, поддерживающих Вашу идею и способных принести пользу общему делу. В дальнейшем взгляды людей на ситуацию могут меняться, это нормально — мы все растем и развиваемся, просто кто-то выбирает иной путь развития (эволюции), и тогда наши пути расходятся. Иногда, кто-то из нас начинает понимать что его запал энтузиазма уже угас, и он больше не может бежать как белка в колесе за общей идеей в том же ритме, в каком бегут остальные. И он сдается, но признать свою слабость и просто уйти ему не позволяет гордость, поэтому он продолжает бежать вместе со всеми, немного медленнее остальных, а иногда и останавливаясь,чем очень затрудняет бег всей команды в этом колесе.
Основываясь на приведенных выше примерах давайте попробуем продумать идеальную стратегию управления небольшой компании (для больших компаний стратегия немного иная, о ней мы поговорим в другой раз).

Что должно быть в идеальной команде?

Единая цель.
Если вся команда видит общую цель и идет к ней, пусть и каждый своим путем и своими методами, то такая команда «гребет в одном направлении», и корабль плывет быстро, а значит ему не страшен никакой шторм (кризис).

Открытость членов команды.
Немаловажный аспект внутри командных отношений это доверие к команде. Каждый член команды должен быть уверен в окружающих. Он должен на 100% знать что команда его прикроет и спасет (например от начальства), и что он в случае чего сделает всё, чтобы не подставить товарищей.

mashinarium-roboty-piraty

Доверие к капитану корабля.
С одной стороны мы думаем, что нельзя полностью и всё подряд доверять начальству, потому-что какие-то моменты могут быть восприняты как наша слабость и возможно нас захотят «списать на берег». Но с другой стороны, капитан такой же член команды, хоть и выше рангом. От капитана зависит многое, но далеко не всё, ведь он зависит от команды, и если матрос ценен для команды, то никакие его проступки не заставят капитана убрать его с корабля, рискнув при этом всей командой, а значит и кораблем.

Плох тот матрос, который не мечтает стать капитаном.
Мы знаем что лень — двигатель прогресса. Если бы нам не было лень ходить пешком, мы бы не придумали автомобиль. Если бы не было лень работать не было бы придумано ни одного оборудования, если бы... этот список можно продолжать бесконечно, а всё потому-что лень контролируется нашим мозгом, который поедает до 70% всей вырабатываемой нами энергии. Зачем я говорю про это? Затем, что даже лень бывает продуктивной. Например что мешает вместо рутинной повторяющейся работы разработать какой-нибудь алгоритм её выполнения и попросить кого-нибудь реализовать его в виде маленькой программки? А освободившуюся кучу времени можно потратить на что-то, что позволит еще немного приблизиться к капитанскому мостику. Например на чтение книг (в последнее время мы совсем позабыли об этом полезнейшем артефакте). В таких случаях, я пытаюсь напомнить своим знакомым что наша жизнь похожа на эскалатор, который едет вниз. И вот, пока мы бежим по нему вверх, мы постепенно продвигаемся, но стоит немного замедлиться и мы начнем спускаться всё ниже и ниже, а если остановиться на секунду, то догнать остальную команду будет уже очень сложно, а для некоторых просто невозможно.
лестница_вверх

Человек-машина?
Наш КПД это нелинейный график.
Человек просто не в состоянии морально и физически поддерживать прямую линию роста. Следовательно бывают моменты, когда он гребет не в полную силу. В таких случаях ему нужна эмоциональная перезагрузка — нужны новые эмоции, дополнительная мотивация и мощная стимуляция, чтобы он вспомнил об общей цели и снова загорелся желанием не подводить команду. Обычно именно в этот период человека отправляют в отпуск или дают ему пару-тройку дополнительных выходных. Это уже зависит от мастерства руководства. Оно должно заметить ситуацию и среагировать до того как человек потеряет командный дух.

Командный дух.
Мы приходим на работу, отрабатываем 8 часовую норму и уходим домой. Выходные обычно проходят, у каждого по какому-то своему сценарию. А что мешает провести веселые выходные всей командой, или частью ее состава? Кто запрещает всей командой сесть и обсудить задачу одного из нас и выполнить ее коллективно, если человек сам не может. Спасение утопающего члена команды это еще один способ достижения общей цели.

korabl-parusa-more-plavanie

Результаты работы.
Чтобы команда понимала что корабль плывет в нужном направлении, она должна видеть что-то больше чем бескрайний океан возможностей. Команда должна быть уверена что плывет в нужном направлении, для этого не мешало бы проводить собрания, на которых рассказывается о достижениях всей команды и вкладах каждого юнги в общее дело. Будет просто замечательно, если каждый вклад будет озвучен с указанием на сколько это приблизило нас к цели.

В этой статье я постарался максимально раскрыть тему, давая взгляд на одну ситуацию с разных сторон — капитана и матроса. Надеюсь статья получилась достаточно понятной и интересной.

И в заключении хотелось бы подвести некоторые итоги:

  1. Иногда списание на берег одного матроса спасает корабль.
  2. Иногда команда может влиять на решение капитана, и это не обязательно бунт, хватит и пары-тройки весомых аргументов.
  3. Человек развивается лучше и быстрее, когда он среди других таких же как он, чем когда он в глухих джунглях среди волков.
  4. Мы не роботы, поэтому у нас бывают спады, и их нужно замечать заранее.

Спасибо за внимание и успехов Вам. Растите и развивайтесь, быть может когда-то и Вы поведете свой корабль к новой цели.

Поделиться:

Комментариев 1 Добавить комментарий

  • Хорошая статья, спасибо.

Оставить комментарий